Пелагия и белый бульдог

Воистину — чем больше ожиданий, тем сильнее разочарование. «Акунинскую» эстафету Первого канала принял Второй и после «фандоринского цикла» Адабашьяна, Файзиева и младшего Янковского за первый роман из цикла «провинциальный детектив» взялся Юрий Мороз, который сделал из него очередное 8-серийное «мыло», как чуть раньше он сделал это с «Братьями Карамазовыми». Детективный роман Акунина про чеховскую и гоголевскую Россию (а уж он мастер стилизации — от крапивинской волшебной сказочности до японской созерцательной эстетики) Мороз стилизовал под михалковскую «пьесу для механического пианино». Стилизовать стилизацию — на мой вкус, перебор. Тем более под Михалкова — прямо прижизненный памятник воздвиг, экстерном принял в классики. Однако, от личности и предпочтения режиссера перейдем уже непосредственно к «шедевру»…

Во-первых, я совершенно не понимаю, зачем нужно 8 серий, если основные сюжетные линии все равно безжалостно урезались до полупрозрачной схематичности. Колоритнейшая фигура губернатора, немецкого барона, для которого «закон есть закон, потому что это закон» и не понимающего русской избирательности в исполнении законов, превратилась в по-вологодски окающего «тишайшего губернатора тишайшей губернии», бледную немочь под каблуком у властной жены, рвущейся к светской жизни в Петербург. Также и Митрофаний оказался скучным «столпом веры», показанным со всяческим уважением, но все-таки банальным и обычным. А ведь это он, бывший в бурной юности бравым полковым командиром и в святом служении сохранивший организаторский склад ума, стал ближайшим советником губернатора и вместе с ним сделал губернию «тишайшей» — и прежде всего в криминальном смысле. Пелагия и ее «сестра» Полина Андреевна тоже весьма интригующая фигура, а в фильме даже намеком не показали, что это шустрая «невеста Христова» преображается в светскую львицу, кружащую голову всем мужчинам посильнее пресловутой femme fatale, вокруг которой разворачиваются драматические события.

Кстати, сама Наина Георгиевна, напротив — в фильме выпячена несоразмерно ее роли в первоисточнике. Впрочем, это и понятно — очередная «находка», ссылка на Островского, вернее на рязановский «Жестокий романс», или даже опять-таки на Михалкова. Впрочем, возможно это уже я параноик и вижу то, чего нет и тень «великого режиссера» мне видится даже там, где ее нет.

Во-вторых, весь фильм представляет собой какое-то «шоу двойников» — детектив-монахиня мимикой и интонацией напоминает Елену Яковлеву в роли Каменской, петербургский «злой демон» Бубенцов, гроза мужчин и кумир женщин — вылитый Меньшиков в амплуа высокомерного статского советника, а энтузиаст прогресса художник-фотограф Поджио — это типаж Егора Бироева, высокий, красивый, обаятельный соблазнитель с открытой улыбкой. Ей-богу, лучше было бы их самих пригласить, чем делать бледные копии. Раз уж не удалось нарисовать неповторимые характеры, новые типажи. Хотя, наверное, это закон жанра — сериалы живут на узнаваемых с первого взгляда типажах и жестком делении на главных героев и прочую массовку.

Ну и в-третьих, для «тех кто знает» в сюжете есть несколько проверок «на профпригодность» для режиссера. Скандальные сцены — пикировка за столом и последовавшая перемена завещания, скандал на вернисаже с дракой, а также драматическая погоня под дождем и даже судебное разбирательство, жемчужина сюжета, оказались просто провальными. Страшной маски и эффектной грозы над особняком оказалось недостаточно для по-настоящему жуткой атмосферы и получился скучный, медлительный, затянутый сериал, который интересен в начале и в конце и совершенно невыносим в середине. Если бы не сам сюжет и язвительность Акунина, пробивающаяся сквозь густое «мыло» Зои Кудри (интересно, ее фамилия склоняется или правильнее написать «Кудря»?), то смотреть было бы незачем.

Резюмируя — премьера сезона определенно не удалась.

Отмечено , ,

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s